Рецензия на фильм «Солнцестояние» (Midsommar).

  • 238
Рецензия на фильм «Солнцестояние» (Midsommar). 1
  • Год:
  • 2019
  • Режиссер:
  • Ари Астер
  • Сценарий:
  • Ари Астер
  • Продюсер:
  • Патрик Андерссон, Ларс Кнудсен, Тайлер Кампеллоне и др.
  • Оператор:
  • Павел Погоржельский
  • В ролях:
  • Флоренс Пью, Уилл Поултер и др.
  • Жанр:
  • ужасы, триллер, драма
  • Длительность:
  • 2 часа 27 минут

Пылающий человек, обезглавленная девочка, эпилептические припадки и до дрожи пробирающий саундтрек — такими моментами запомнился последний фильм “Реинкарнация” нового мастера хорроров Ари Астера. В “Солнцестоянии” режиссер шагает дальше и цепляет глубже, в фильме уже чувствуется своеобразный стиль и манера постановки. И если в “Реинкарнации” все было немного запутанно, то здесь уже присутствует другой подход  — поглощающий саспенс и символизм.

Сюжет фильма разворачивается медленно. Кадры разбавленны медитативностью и ожиданием, словно натягивающаясь тетива арбалета. Небольшая группа студентов-этнографов решает посетить Швецию по приглашению своего сокурсника. У каждого собственные ожидания от поездки: кто-то хочет отдохнуть и позажигать, кто-то написать научную работу, а кто-то просто отвлечься от ужасных событий в жизни. Среди них молодая пара — у девушки погибли родители, а парень терзается сомнениями по поводу отношений. По приезду ребят встречают с распростертыми объятиями веселые и гостепреимные люди. В поселении все живут небольшим сообществом-коммуной, как одна большая семья. Раз в 90 лет здесь празднуется великий праздник Солнцетояния, в эти дни ночи почти нет, кругом все цветет и пахнет, а люди радуются жизни.

Основные темы, которые затрагивает Ари Астер в своем фильме — это религия, культура и положение женщины в современном обществе. Все это он смешивает и подает под соусом слешера и кровавых зрелищ. Не зря группа молодых людей, которые попадают в чужеродную культурную среду, состоит из четверых мужчин и одной женщины. Персонажи у автора фильмы отыгривают определенные роли. В них сочетаются основные грехи современного общества: гностицизм (неверие), гедонизм и безвольное потакание инстинктам. Женщина здесь воплощает страдание, существование на грани безумия и принужденность мириться с упомянутыми грехами. В течении фильма режиссер умышленно допускает грубые ошибки с целью продемонстрировать перечисленные слабости у каждого персонажа. Все преступления в итоге получают жестокое наказания, женское начало берет верх, достигая возмездия и оказывается еще более безумным. Здесь Ари Астер переворачивает вопрос гендерной неравности, уравнивая всех категориями ужаса и зла.

фильм Солнцестояние обзор

“Солнцестояние” — авторский фильм, в котором переплетаются представления об обычаях народов скандинавии. За эксплуатацией жанра хоррор скрывается режиссерский взгляд на современное общество в его столкновении с иной культурой. Благодаря выдержанной атмосфере и саундтреку, картина держит в напряжении и приковывает к себе зрителя, а свежий авторский взгляд на избитый сюжет делает фильм интересным и небанальным. И здесь вроде бы то, за что “Солнцестояние” обретает свою ценность с одной стороны, с другой позволяет ее критиковать и обесценивать: типичная завязка, антигуманное религиозное сообщество, избыточная кровавость, жанровые клише. Но все это подается приятно и необычно, и требует обязательной оценки зрителем. Ведь такое кино только и берет интересом, но никак не дорогими спецэффектами или кастом.