Рецензия на фильм «Клык» (Kynodontas)

  • 133
Рецензия на фильм «Клык» (Kynodontas) 1
  • Год:
  • 2009
  • Режиссер:
  • Йоргос Лантимос
  • Сценарий:
  • Эфтимис Филиппоу, Йоргос Лантимос
  • Продюсер:
  • Йоргос Цурджианнис, Йоргос Лантимос
  • Оператор:
  • Тимиос Бакатакис
  • В ролях:
  • Кристос Стергиоглоу, Мишель Вэлли, Аггелики Папоулья
  • Жанр:
  • триллер, драма
  • Длительность:
  • 1 час 37 минут

Художественный фильм “Клык” — арт-хаус, удостоившийся награды в номинации “Особый взгляд” Каннского кинофестиваля в 2009 году. Кинокартина является первой в авангардной троице греческого режиссера Йоргоса Лантимоса (обладателя Оскара за фильм “Фаворитка” 2018 года): «Клык», «Лобстер» и «Убийство священного оленя».

Отец семейства вместе с женой воспитывают своих детей в особых условиях. Они ограничили их от реального мира и придумали мифы, которыми эти ограничения обосновали. Картина Йоргоса Лантимоса — модель замкнутой тоталитарной системы, где главенствует группа диктаторов, управляющая подчиненными и контролирующая все аспекты их существования: от представлений о действительности до половых отношений.

Земля за границей двора — опасна, на нее нельзя наступать, можно передвигаться только на автомобиле.
Выйти за границы двора можно только взрослой особи — когда у нее выпадает верхний или нижний клык. Когда он опять вырастет особь может научиться водить автомобиль.
Самолеты могут падать с неба в виде маленькой игрушки.
Кошки — это ужасные создания, пожирающие людей. Если они попадают во двор, они ведут себя мирно, но это обман.
Зомби — это маленький желтый цветок.
Море — это кресло.
Пизда — это яркий свет. Например «Пизда погасла, и комната погрузилась во тьму».
В бассейне иногда водится рыба.

Клык Йоргоса Лантимоса

В фильме “Клык” режиссер умалчивает о контексте происходящего. Возникает острое чувство нехватки информации и необходимости предистории для понимания происходящего. Перед зрителем разворачивается жизнь и быт ограниченного сообщества, и пол фильма можно только догадываться, что вообще происходит на экране. Такой прием имеет двойственный эффект — неосведомленного и нетерпеливого зрителя он отталкивает, а того кто продолжает смотреть, наоборот, погружает в повествование. Хотя полностью проникнуться и начать сопереживать главным героям вряд ли удасться. Возникают удивление и ненависть. Удивляешься тому, как удачно автор фильма изображает рождения ритуалов, восприятия недосказанности и абсурдной логики. Ненавидишь отца и мать, создавших ужасную и отвратительную систему существования. Йоргос Лантимос манипулирует чувствами до самого финала произведения. В финале зритель подвергается насилию — страдает его восприятие и ожидание, когда его плотно погружают в происходящее.

О фильме “Клык” сложно говорить, не раскрывая его сюжет. Из-за своеобразности построения картины почти каждое описание будет спойлером. Весь сюжет состоит из таких частей: мифологические эпистемы, ритуальные действия, переход правды в ложь — одной действительности в другую. Например, однажды глава семейства возвращается домой изрезав перед этим себе одежду и облив красной жидкостью, тем самым показывая что на него напали, и что во внешнем мире опасно.

“Клык” — фильм не стандартный. Здесь нет сюжета в его традиционном понимании. Здесь нет начала и нет конца. Все происходящее истолковывается через разговоры и события. “Клык” является моделью реальности, изображением формирования представлений о действительности, и даже изображением тоталитарного политического устройства, когда предпосылки для представлений об окружающем исходят от чьего-то умысла. Но не есть ли сама действительность такой же искаженной реальностью — где наши представления такие же ложные, а поведения ритуализированны и бессмысленны, как представления и поведение  главных героев фильма?

«Клык» — фильм для тех, кому нравятся эксперименты в кино, кто не боится задумываться и размышлять во время просмотра. Это не развлекательное кино, и из-за недосказанности и форме повествования, «Клык» оставляет много пространства для интерпретаций, что подойдет не каждому зрителю.