Рецензия на фильм «Джокер» (Joker)

  • 289
Рецензия на фильм «Джокер» (Joker) 1
  • Год:
  • 2019
  • Режиссер:
  • Тодд Филлипс
  • Сценарий:
  • Тодд Филлипс, Скотт Сильвер
  • Продюсер:
  • Брэдли Купер, Тодд Филлипс, Эмма Тиллинджер Коскофф и др.
  • Оператор:
  • Лоуренс Шер
  • В ролях:
  • Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц и др.
  • Жанр:
  • триллер, драма, криминал
  • Длительность:
  • 2 часа 1 минута

Тело Готэма болезненно-худощавое и скрючивается над усилиями выживать. С самого детства его пинают и заковывают в цепи, не дают права показывать настоящее лицо. Он всегда должен радоваться и улыбаться. Разлагаясь в собственных испражнениях и грехах покинутый и безродный город восстает. Его тело искривляется и выпрямляется, изгибая конечности в замысловатом танце, он требует жертвы, он смеется нервным смехом, срывающимся в плач. Готэм одевает навязанную ему маску клоуна, превращаясь в Джокера.

Тодд Филлипс, автор посредственных фильмов, делает что-то невероятное: он создает реалистичную картину жизни одного из главных антигероев, он создает апологию Джокера. Музыка, работа оператора и декорации в виде Готэма призваны подчеркнуть становление и рождение главного героя фильма в мощном исполнении Феникса Хоакина.

Хоакин вживается в роль Джокера, сбросив килограммы веса, настолько правдоподобно, что действительно начинаешь верить и сопереживать персонажу. Актер тонко отыгрывает мимикой и пантомимикой, издает зловещий болезненный смех, его игра меняется вместе с психическими изменениями главного героя. Джокер в исполнении Феникса Хоакина из злодея темного Готэма превращается в человека, поступки которого вполне оправданны и которому начинаешь сопереживать, устанавливая эмоциональная связь. 

Немаловажным в фильме “Джокер” является отображение и интерпретация понятий добра и зла. Они здесь не являются категорическими противоположностями с шаблонизированными представителями типа антагониста и протагониста. Главный герой фильма оживает на глазах зрителя, совершая поступки относительно собственного понимания справедливости. Такая же ситуация и с высшим слоем общества, в их понимании такие как Джокер и остальной народ — грязь, зло. А порядок является порядком лишь тогда, когда все делают то, что они считают правильным.

Тодд Филлипс находчиво связывает историю  Джокера с семейством Вэйнов, именно они в образе кандидата в мэры Томаса Вэйна, воплощают в себе власть Готэма. Власть не желает замечать проблемы обнищавшего населения, отгораживаясь от него высокими стенами и позволяя себе “пировать во время чумы”. Связь Джокера с Вейнами мимолетная, но глубоко болезненная и ярко отражающая иерархию городского сообщества. Все отсылки режиссера к миру Бэтмена выглядят как дань традиции и первоисточнику происхождения главного героя фильма. Они воспринимаются как “пасхалки” для посвященных, но вместе с этим играют важную роль в целостности повествования. 

“Джокер” является высококачественной кинокартиной, которая последовательно выражает заложенную в нее идею. Она не пытается заигрывать с популярными в современном медиапространстве трендами, такими как дань ЛГБТ, цвету кожи, ЗОЖ или драма рейтинга 6+. “Джокера”, можно назвать независимой реальностью от реальности подлинной с ее отречением от истинной проблематики. В “Джокере” вылезают грехи современного общества наружу: кич, стратификация, социальное неравенство, паразитирование власти, социальная и психологическая безысходность. Все это накапливается и превращается в грандиозный нарыв, который лопается и изливается гноем, выражаясь в окончательной вакханалии и торжестве восставшего народа, воплощаясь в облике Артура Флека со “сценическим” именем “Джокер”.

Фильм Тодда Филлипса наполнен тревожной и мрачной атмосферой, но при этом от него невозможно оторвать взгляд, он эстетичен и красив в своем уродстве и жестокости. При этом жестокость в нем ожидаема и оправдана, и является своеобразным торжеством справедливости, а главный Антигерой предстает народным мстителем, народным Героем.