Дом, который построил Джек

  • 139
Дом, который построил Джек 1
  • Год:
  • 2018
  • Режиссер:
  • Ларс фон Триер
  • Сценарий:
  • Ларс фон Триер, Йенли Халлунд
  • Продюсер:
  • Луиза Вест, Lasse Mucha Andersen, Йонас Баггер
  • Оператор:
  • Мануэль Альберто Кларо
  • В ролях:
  • Мэтт Диллон, Бруно Ганц, Ума Турман,
  • Жанр:
  • ужасы, драма, криминал
  • Длительность:
  • 2 часа 32 минуты

Кто такой Ларс фон Триер наверное знают все, кто хоть немного интересуется кинематографом. Автор ряда замечательного кино, создатель концепта “Догма 95” (своеобразная новая волна 90-х) представил новую картину, которая в очередной раз шокировала зрителей. Фильм “Дом, который построил Джек” отталкивает и притягивает одновременно. Отталкивает выбранной режиссером формой выражения и притягивает многообразием вложенного смысла, эстетикой и мастерской игрой главного героя.

Картина скорее относится к постмодернизму, хотя в ней и преобладает отстраненно депрессивный настрой. Перед нами предстает смешение жанров, некое эклектическое сочетание, казалось бы, противоречащих тенденций. Интересно то, что такая гротескная форма тесно переплетается с самой фабулой сюжета.

В центре повествования — жизнь и деяния серийного убийцы, “мистера Изощренность”, который из каждого нового убийства пытается создать произведение искусства, перформанс, и тем самым обосновать свой поступок. В то же время убийца страдает обсессивно-компульсивным расстройством по поводу оставленных следов или несовершенного акта искусства, что заставляет его рисковать и повторятся.

Сюжет разделен на 6 частей: 5 инцидентов и Эпилог. Каждый эпизод представлен в виде физического действия (само представления) и эстетического обоснования (перформанса). Заканчивается все логическим концом и последним объяснением всех событий в виде мифологических взысканий в виде все того же перформанса, но уже со стороны самого режиссера.

В течении всего фильма можно отчетливо проследить повторение структуры самого повествования и структуры поведения главного героя — режиссер, вместе с убийцей, в первой части своего творения создает преступление, физическое представление идеи, а во второй обосновывает содеянное. В этом явно заметно намерение Триера изобразить в виде мистера Изещренность самого себя и все свое творчество — как препарирование культуры и ее смыслов. В итоге всех деяний, выходящих за рамки этики, автор картины, как и ее герой, создает чудовище, воплощающее в себе обыденность и ее разрушение ( дом и мертвые тела). Но ведь так же дело состоит и с современным кинематографом, да и со всем современным искусством, призванном разрушать традиционную культуру и строить на ее трупе новое жилище. Главный герой как и автор фильма так и не построили тот заветный дом, — герой пускает слезу смотря на Елисейские поля, а режиссер получает шокированных зрителей ( покидающих зал Канского кинофестиваля).

Как уже было упомянуто, “Дом, который построил Джек” — это явный образец постмодернизма, но раннего или позднего толка. В фильме путем деконструкции воссоздаются новые смысловые пласты, а также конструкции, которым можно всегда придавать нового смысла и значения. Новый фильм Триера — далеко не развлекательное кино и смотреть его достаточно таки тяжело. У зрителя вряд ли появится симпатия к главному герою, как бывает в жанровом кино подобной тематики, но сочувствия здесь не возникает и к жертвам преступника — а это действительно пугает. Больше жалости вызывает маленький утенок. И поэтому фильм “Дом, который построил Джек” — как зеркало, каждый смотрящий в которое, увидит себя в виде чудовища, которое так же желает отстранится и построить себе дом.